Запор у ребенка
Запор – это неправильное функционирование толстой кишки, проявляющееся редкими дефекациями (реже одного раза в двое суток) или продолжительным отсутствием дефекации, затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула, чувством неполного опорожнения кишечника.
Частота стула определяется возрастом и питанием ребенка.
У новорожденных малышей, питание которых составляет грудное молоко, частота равна количеству кормлений. Постепенно уплотняется консистенция стула и уменьшается его кратность.
Если ребенок старше 3 лет, запором считается частота стула менее 6 раз за неделю.
Запор у ребенка называется хроническим, если снижение частоты стула продолжается дольше 3 месяцев. Источник:
П.Л. Щербаков, Л.Н. Цветкова, В.В. Кашников
Хронические запоры у детей
// Вопросы современной педиатрии, 2005, т.4, №4, с.54-62
Нормальной считается частота стула:
Возраст | Частота, раз | Консистенция |
---|---|---|
0-4 месяца | 1-7 в сутки | Жидкая |
3-4 месяца (грудное вскармливание) | 1-2 в сутки | Жидкая |
3-4 месяца (смеси) | 1 в сутки | Нормальная |
1-2 года | 1-3 в сутки | Нормальная |
От 2 лет | От 2 раз в сутки до 1 раза в 2 суток | Нормальная |
От 4 лет | 3-4 в неделю | Нормальная |
Виды запоров
В зависимости от длительности и выраженности, у детей различают хронические и острые запоры. Об остром запоре говорят, когда дефекация отсутствует несколько дней подряд.
По стадиям и причинам возникновения задержки дефекации делятся на несколько видов:
- Первичные – следствие врожденной или приобретенной патологии, нарушения иннервации или аномалий строения кишечника. Такой запор может быть даже у грудного месячного ребенка;
- Вторичные – возникают из-за травмы, заболевания, как побочный эффект от какого-либо лекарства.
- Идиопатические – следствие нарушения моторики кишечника по неустановленным причинам.
По патогенезу выделяют следующие разновидности:
- Алиментарные – следствие дефицита жидкости в организме, пищевых волокон и снижение съедаемой пищи в целом;
- Механические – возникают из-за сужения просвета кишечника;
- Дискинетические – следствие нарушений в работе органов пищеварения, иннервации кишечника.
Согласно клинической картине, функциональные запоры у детей делят по признаку тонуса кишечных стенок:
- Атонические (при сниженном тонусе). Перистальтика вялая, движение каловых масс медленное, поэтому и задерживается дефекация.
- Спастические – протекают на фоне тяжести, вздутия живота, метеоризма, кишечных колик. Выходит незначительный объем каловых масс. Постоянные спастические запоры возникают у ребенка из-за спазмов кишечника, по причине которых каловые массы накапливаются и передвигаются с трудом.
Причины запора у детей
В раннем возрасте
У ребенка младше одного года причины запора могут крыться в:
- генетической предрасположенности;
- нерациональном питании кормящей женщины;
- недостаточном питьевом режиме;
- мышечной гипотонии;
- рахите;
- перинатальной энцефалопатии;
- дисбиозе кишечника;
- непереносимости белка коровьего молока;
- дефиците железа;
- резком переходе на искусственное вскармливание;
- вскармливании детей молочной смесью с высоким содержанием железа;
- резком переходе с одной смеси на другую;
- гипотиреозе. Источник:
О.Н. Комарова, А.И. Хавкин
Запоры у детей раннего возраста: причины и особенности диетологической коррекции // Вопросы современной педиатрии, 2014, № 13 (1), с. 114-118
В старшем возрасте
У детей старше года причиной запора может являться:
- некомфортные и антисанитарные условия туалетов в детском саду или школе (психогенный запор); Источник:
М.И. Дубровская, П.В. Паршина
Актуальные вопросы развития запоров у детей, подходы к терапии // Вопросы современной педиатрии, 2012, т.11, №11, с.76-82 - анусит (воспаление кожи и слизистой оболочки анального канала от проксимальных участков кожных складок вокруг заднепроходного отверстия до зубчатой линии и морганиевых заслонок т. е. зоны сфинктеров);
- неправильный пищевой режим, несбалансированное питание;
- прием лекарственных препаратов, которые вызывают задержку кала как побочный эффект;
- обезвоживание – питание всухомятку, избыток пищевых волокон в рационе, состояние после диареи, рвоты, избыточного потения;
- намеренная задержка дефекации по смешанным причинам, которая приводит к уплотнению и высыханию каловых масс в кишечнике.
Диагностика заболевания
Диагностика начинается с тщательного сбора анамнеза: течение беременности (формирование пороков развития, гиперплазии толстой кишки), возраст начала заболевания, отягощенная наследственность как по нарушению моторики пищеварительного тракта, так и по порокам развития толстой кишки.
Амбулаторные исследования заключаются в проведении:
- копрограмма;
- биохимический анализ крови;
- ЭГДС;
- УЗИ органов брюшной полости.
Что делать, если у ребенка запор – методики лечения детей всех возрастов
Как лечить ребенка, зависит от тяжести и вида проблемы. Это могут быть медикаментозные методики, клизмы, массаж, диета.
Клизмы не рекомендуется делать часто, иначе может развиться синдром вялого кишечника. То есть он «разучится» работать самостоятельно. Однако иногда клизмы полезны. Их объемы различаются по возрастам:
- до 1 месяца – 30 мл;
- 1-3 месяца – 30-40 мл;
- 3-6 месяцев – 90 мл;
- 6-12 месяцев – до 180 мл.
Температура воды в клизме должна быть около 23-24℃.
Массаж хорошо помогает при атоническом запоре. Массировать нужно переднюю брюшную стенку круговыми движениями по часовой стрелке. Полезно укладывать маленького ребенка на живот и деликатно рукой раздражать анальное отверстие.
Чтобы улучшить перистальтику можно дать стакан сока или воды.
При психогенных запорах нужно соблюдать ряд рекомендаций:
- давать больше овощей и жидкости;
- не заострять внимание на проблеме, поддерживать ребенка;
- играть в ролевые игры, вести себя позитивно, не показывать расстройства;
- не ругать ребенка, рассказать ему, как работает его тело, помочь понять проблему;
- рассказывать тематические сказки, можно придумывать их самим.
Что можно дать ребенку от запора? Обзор групп лекарств
При спастическом запоре могут помочь свечи с глицерином. Вводить другие вещества, включая масла, не рекомендуется.
При запорах показаны несколько групп слабительных:
- осмотические – переносят жидкость в каловые массы для их размягчения, безопасны для детей, их можно принимать каждый день и длительно – гидроксид магния, полиэтиленгликоль, лактулоза, цитрат магния, сорбитол;
- стимуляторные – способствуют сокращению мускулатуры кишечника, продвигают по нему стул, их назначают для однократного приема – бисакодил, сенна;
- смазывающие – облегчают процесс движения стула по кишечнику, имеют масляную основу – глицериновые свечи, вазелиновое масло.
Диета
Питание должно быть правильным, с большим количеством жидкости и растительной клетчатки – овощи, фрукты, овсяная каша, перловая крупа и др. Нужно отказаться от продуктов, замедляющих моторику, контролировать калораж рациона, содержание в нем минералов и витаминов. Из меню исключают следующие продукты, а если ребенок на грудном вскармливании, их исключает кормящая мать:
- молоко;
- крепкий чай, кофе;
- манная каша;
- жирная пища;
- сдоба;
- макаронные изделия;
- белый хлеб;
- сухари;
- рис.
Важно увеличить в рационе клетчатку, что урегулирует дефекацию. Ее много во фруктах, овощах, бобовых, цельнозерновых культурах, семенах и орехах. Перечисленные продукты богаты минералами и витаминами, в них много белка. Содержание клетчатки должно быть 2 г на 1 порцию. Рекомендуемые нормы по возрастам:
- 1-3 года – 19 г в день;
- 4-8 лет – 25 г в день;
- 9-13 лет – 31 г в день для мальчиков, 26 г в день для девочек.
Продукты, в которых много клетчатки
Продукт | Содержание клетчатки |
---|---|
Белая фасоль | 9,5 г на ½ стакана |
Овсяные хлопья | 8,8 г на ½ стакана |
Красная фасоль | 8,2 г на ½ стакана |
Бобовые | 7,5 г на ½ стакана |
Груша с кожурой | 4,3 г на небольшой плод |
Малина | 4 г на ½ стакана |
Картофель по-деревенски | 3,8 г на 1 шт. |
Миндаль | 3,3 г на 30 г |
Яблоко с кожурой | 3,3 г на 1 шт. |
Банан | 3,1 г на 1 шт. |
Апельсин | 3,1 г на 1 шт. |
Брокколи | 2,8 г на ½ стакана |
Зеленый горошек | 2,5 г на ½ стакана |
Кукуруза | 1,6 г на ½ стакана |
Клубника | 1,5 г на ½ стакана |
Дикий рис | 1,5 г на ½ стакана |
Изюм | 1,4 г на ½ стакана |
Изменение режима
Ребенка нужно приучить опорожнять кишечник в одно и то же время ежедневно. Чтобы стимулировать дефекацию, можно дать холодной воды, фруктового сока.
Необходима регулярная физическая активность, улучшающая работу мышц живота. Это могут быть регулярные прогулки, игры с мячом, прыжки на скакалке, плавание, езда на велосипеде.
Возможные осложнения
Важно следить за состоянием ребенка и быстро принимать меры по лечению запора. Иначе возможны анальные трещины, психологическое удержание кала, хронические запоры, недержание кала и неспособность контролировать дефекацию.
Профилактические меры
В рационе должно быть много овощей, фруктов, круп и муки грубого помола, можно добавлять пшеничные и овсяные отруби как источники клетчатки. Супы лучше варить овощные. Ребенок должен пить нормальное количество жидкости – морсы, компоты, чистую воду, соки.
Одно из самых важных условий нормальной работы кишечника – постоянная умеренная физическая активность. Любые виды спорта или даже просто регулярные прогулки будут очень полезны.
Нужно научить ребенка правильно сидеть на унитазе. Ноги стоят на полу, согнуты в коленях, можно даже чуть приподнять колени, поставив под ноги небольшую скамеечку, торс наклонен вперед. Тужиться не нужно, надо, наоборот, расслабиться, чтобы кишечник сам произвел акт дефекации.
Источники:
- П.Л. Щербаков, Л.Н. Цветкова, В.В. Кашников. Хронические запоры у детей // Вопросы современной педиатрии, 2005, т.4, №4, с.54-62.
- О.Н. Комарова, А.И. Хавкин. Запоры у детей раннего возраста: причины и особенности диетологической коррекции // Вопросы современной педиатрии, 2014, № 13 (1), с. 114-118.
- М.И. Дубровская, П.В. Паршина. Актуальные вопросы развития запоров у детей, подходы к терапии // Вопросы современной педиатрии, 2012, т.11, №11, с.76-82.
Вострикова Екатерина Борисовна
Clinic
Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.
Цены
Наименование услуги (прайс неполный) | Цена |
---|---|
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный, лечебно-диагностический, амбулаторный | 1950 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога повторный, лечебно-диагностический, амбулаторный | 1800 руб. |
Назначение схемы лечения (на срок до 1 месяца) | 1800 руб. |
Консультация (интерпретация) с анализами из сторонних организаций | 2250 руб. |
УЗИ органов брюшной полости (комплексное) | 2900 руб. |
УЗИ забрюшинного пространства (и забрюшинных лимфоузлов) | 1400 руб. |
УЗИ желчного пузыря | 1400 руб. |
УЗИ органов брюшной полости (комплексное) | 2900 руб. |
УЗИ печени | 1600 руб. |
УЗИ селезенки | 1600 руб. |
Диагностика инфекции Helicobacter pylori (ХЕЛПИЛ-тест) | 1200 руб. |
Колоноскопия | 5600 руб. |
Биопсия при эндоскопическом исследовании (1 биоптат) | 1000 руб. |
Оценка состава тела — биоимпедансный анализ | 2150 руб. |
Оценка состава тела — повторно (биоимпедансный анализ) | 1750 руб. |
Эзофагогастродуоденоскопия (ЭФГДС) | 3500 руб. |
Все врачи детские гастроэнтерологи
Хватова Елена Анатольевна Врач второй квалификационной категории Основная специальность : гастроэнтеролог Дополнительная специальность : педиатр Стаж : 23 года
Особенности запора у детей
Запор (от лат.constipatio — скопление, нагромождение) у ребенка может возникнуть в любом возрасте [1, 3]. Связан он с замедлением продвижения каловых масс по кишечнику [3, 4]. Это одна из самых частых «детских» проблем [4], но многие родители не распознают ее или считают, что у ребенка в 3 или 4 года «пройдёт само», без врачебной помощи.
Часть родителей не обращаются к врачу вовремя еще и потому [3, 5], что не могут понять, достаточно ли часто ходит малыш в туалет, нормальна ли плотность и объем кала [1, 3, 5].
Симптоматика
Ребенок после 2 лет может сказать или показать [3, 4] родителям, что у него не получается сходить в туалет или ему больно. А вот распознать запор у грудного ребенка в 1,5 — 2 года не так легко [3, 4, 5].
В случае с младенцами врачи рекомендуют ориентироваться не на частоту стула, которая у грудничков очень разная [3, 4], а на плотность кала и поведение малыша при дефекации [1, 4].
Если во время дефекации он не плачет, каловые массы отходят мягко, имеют характерный вид и цвет [1], 4, животик не становится плотным, словно надутым, то считается, что запора у младенца нет, даже если он пачкает памперс 2 раза в неделю [1, 4].
О вероятном запоре у младенца можно говорить, если кал становится плотнее, гуще, темнее, чем обычно [1, 4]. У детей до года часто вздут животик, при надавливании на него они плачут или хнычут, а в момент выхождения каловых масс могут напрягаться, кричать [1, 4].
После года и старше признаками недостаточной дефекации считаются:
- Ребенок стал ходить в туалет «по большому» реже, чем раньше [1, 3, 4].
- Во время дефекации, видно, что ему больно, приходится натуживаться [1, 3, 4].
- Выделяется меньше кала, чем обычно [1, 3, 4].
- Как выглядит сухим, твердым, плотным [1, 3, 4].
Если ранее у ребенка уже была задержка стула, и он запомнил [5], что это больно, то он начинает сводить ноги, колени, ходить на пятках, поджимать ягодицы, задерживать дыхание на короткое время — пережидать и подавлять позыв. Во время дефекации видно, что процесс идет с трудом, и для облегчения приходится занимать разные позы [3], прилагать значительные усилия, тужиться [2], активно работать передней брюшной стенкой [1, 4].
Если один или несколько признаков запора был у ребенка 2-3 раза в течение 2 месяцев [1, 6], то нужно проследить за характером и частотой стула, и если подозрения подтвердятся, то обратиться к врачу для поиска способа, как помочь ребенку при запоре, подбора диеты и лечения [1, 3].
В таблице ниже приведена информация [4] о том, сколько примерно раз может быть дефекация у детей разного возраста, а также характеристики каловых масс.
От 1 до 5-6 раз, иногда до 1 раза в 4-7 дней
Вязкий, похожий на полужидкую кашу.
Цвет — желтый, желтовато-зеленый, золотисто-желтый, обычно однородный или с белыми комочками.
Цвет от желтого до светло-коричневого.
Мягкий, оформленный или пастообразный.
Коричневый, светло-коричневый или темно-желтый, коричнево-зеленоватый.
1 раз в день или не менее 3 раз в неделю
Причины запоров у детей
Стенки кишечника периодически совершают волнообразные движения. Это называется перистальтика [2, 3], и она необходима для продвижения переваренной пищи вниз и наружу.
Если перистальтика замедляется, становится медленной и вялой, то есть тонус кишечной стенки снижается, то говорят об атоническом запоре [3, 6]. А если тонус становится настолько сильным, что возникает спазм и перистальтика останавливается, то подобное состояние называют спастическим [3, 6].
Причины отсутствия дефекации у детей делят [1, 3, 6] на две группы:
- Органические [3] — возникшие на фоне какого-либо заболевания, патологии строения кишечника.
- Функциональные [3, 5]. Возникают из-за неправильной работы желудочно-кишечного тракта, вследствие причин, не связанных с проблемами пищеварительной системы.
Разновидности запоров
Нарушения перистальтики могут возникнуть [1, 3, 6] из-за множества факторов.
В детском возрасте связаны с врожденными заболеваниями и нарушениями строения кишечника [1, 3]. К ним относятся болезнь Гиршпрунга, долихосигма, мегаколон, заращение прямой кишки, стеноз толстого кишечника и прямой кишки, нарушение развития сфинктера анального отверстия [1, 3, 4]. Задержка стула при них — симптом, признак того, что кишечник работает неправильно, нарушена его нормальная физиология.
Первичная задержка стула также возникает из-за приобретенного нарушения структуры и формы кишечника, уменьшения его просвета [1, 2]. Виной этому могут стать полипы, опухоли, геморрой, спайки [3, 6].
Задержка стула в этих случаях проходит после излечения (при его возможности) или подбора способа коррекции болезни.
Это самый распространенный вид нарушения процесса дефекации у детей [5], возникает от воздействия провоцирующей причины, из-за которой нарушается тонус кишечника.
- Незрелость кишечника у маленьких детей [1]. Перистальтика еще только налаживается, кишечник реагирует на поступление пищи не сразу. Кал задерживается, уплотняется.
- Пищевые нарушения (алиментарные) [1, 3, 5]. Если в ежедневном меню недостаточно воды, много мучного, каш, сладостей, то в кишечник поступает мало пищевых волокон, нужных для стимуляции перистальтики. В результате замедляется продвижение комка каловых масс. У грудных детей алиментарные нарушения возникают как следствие [4, 5] неправильного вскармливания, введения докорма, прикорма.
- Наследственная склонность. Исследования показали [5], что если мама или папа малыша страдали запорами, то с большой вероятностью у их ребенка тоже возникнет эта проблема.
- Различные острые и хронические заболевания, не связанные с пищеварительной системой [4, 5].
- Гормональные заболевания [1, 5] — врожденный гипотиреоз, феохромоцитома.
- Дефицит железа (анемия) рахит, глистные инвазии [5].
- Задержка стула на фоне атопии, например, при пищевой аллергии [1, 5].
- Обезвоживание. Как правило, связано с болезненным состоянием организма — температурой, тепловым ударом. Вследствие нехватки воды кал становится сухим, с трудом продвигается по кишечнику, задерживается в прямой кишке [1, 2, 5].
- Малоподвижность. При движении, ходьбе мышцы брюшной полости активно работают и как бы массируют кишечник, стимулируют перистальтику [1, 2, 5].
- Злоупотребление клизмами, газоотводными трубочками [5]. Клизма вмешивается в естественный механизм акта дефекации, нервные окончания кишечника «отвыкают» реагировать на раздражение, исчезают позывы, малыш утрачивает навык их распознавания [1, 5].
- Прием [5] некоторых лекарственных средств, которые снижают перистальтику кишечника.
Это функциональное нарушение [5], но из-за особенностей формирования и распространенности заслужило выделения в отдельную группу. Для многих родителей отсутствие стула у ребенка по причинам психологического свойства становится большой неожиданностью [2, 3, 5].
Психологическим запор называется в том случае, если нет органических причин, нет каких-то других болезненных состояний, которые могли бы вызвать задержку стула [2, 3, 5]. Источником проблем со стулом становятся психологические факторы, особенности работы нервной системы у детей.
В нервной системе есть вегетативный отдел, который регулирует работу всех внутренних органов. Если человек переживает какую-то тяжелую для него ситуацию, стресс, то реакция вегетативной системы может вызывать нарушения работы кишечника [5]. Пример такой ситуации — болезнь питомца, переезд на новое место жительства, потеря любимой игрушки. Ребенок несколько дней забывает сходить в туалет, каловые массы уплотняются, дефекация становится болезненной, трудной, и малыш начинает сознательно избегать ее [2, 3, 5].
Примеры других ситуаций, которые становятся причинами психогенных запоров:
- Малыш сознательно подавляет желание сходить в туалет из самых разных побуждений [2, 5], «забывает» сходить в туалет, ему не до этого из-за игр или нежелания идти домой. Несколько дней такого сознательного удержания стула — и вот уже каловые массы уплотнились, ходить на горшок больно. Установить связь между причиной и следствием ребенок еще не может, он начинает избегать того, что причинило боль, то есть дефекации.
- Неприятие горшка [2, 5] из-за неприятных ощущений при высаживании или грубых, настойчивых попыток приучить «делать дела» непременно на горшок с наказанием за ошибку.
Еще одна из психологических причин, вызывающих затруднение дефекации — длительное воздействие трудных, тяжелых для психики обстоятельств [2, 3, 5]. Конфликты в семье, сложности отношений в коллективе или с педагогами в детском саду или в школе, стеснение ходить в туалет при посторонних, неудобный санузел вне дома, память о прошлых неудачах (не успел; не понял, что процесс еще не закончен; не умеет сам проводить интимный туалет после испражнения и т. п.) — все это и многое другое способно вызвать психологический страх перед дефекацией [2, 4, 5].
Не всегда задержка стула связана с серьезными проблемами. Иногда это преходящая или разовая задержка кала.
Случается нечасто, реже чем раз в 2 или 3 месяца [1, 4, 6], и, как правило, связана с пищевыми причинами или острой болезнью: ребенок мало пил в течение нескольких дней, сильно потел в жару или при температуре, поел много закрепляющей еды — ягоды черники или черемухи. После возобновления потребления жидкости, коррекции рациона моторика и стул восстанавливаются сами [1, 4, 5].
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Почему возникает такая проблема и как с ней справляться рассказывает детский психиатр Жерехов Алексей Борисович .
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Источник https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/gastroenterolog/zabolevaniya-gastroenterolog/1116-zapor
Источник https://www.microlax.ru/zapor-u-detej/osobennosti-zapora
Источник https://medalvian.ru/zhurnal/rebenok-boitsya-hodit-po-bolshomu/